«Они меня изуродовали — и считают, что это нормально»

Фото: Эдди Опп/Коммерсантъ

Роды для женщины зачастую становятся испытанием. Матери из разных городов России рассказали «Таким делам» о том, как вопрос о кесаревом сечении повлиял на их жизнь и здоровье

В декабре прошлого года в московском роддоме имени Спасокукоцкого разгорелся скандал: несколько пациенток пожаловались в Минздрав на агрессивные методы принятия родов и врачебные ошибки. Новорожденные получали тяжелые травмы, становились инвалидами или даже умирали. В кесаревом сечении (КС) отказывали и роженицам с медицинскими показаниями. По мнению некоторых из них, это делалось с целью искусственного снижения статистики по числу КС. Годом ранее Министерство здравоохранения России поддержало резолюцию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о сокращении числа КС без медицинских показаний.

«Такие дела» пообщались с женщинами, рожавшими в разных городах России, о том, как кесарево сечение или отказ от него повлияли на процесс их родов и дальнейшую жизнь, а врачи рассказали нам, когда нельзя избежать операции и можно ли оставлять выбор за будущей матерью.

Позиция ВОЗ

По данным Минздрава РФ за 2018 год, доля кесаревых сечений в стране составляет 23%. За последние 15 лет в некоторых странах Юго-Восточной Европы доля кесарева сечения выросла почти до 50%, сообщает ВОЗ. При этом эксперты организации подчеркивают: не существует обоснованных доказательств того, что можно снизить детскую и неонатальную смертность, если проводить такие процедуры чаще чем в 10% случаев.

Минздрав согласился: искусственно гнаться за снижением этих показателей не стоит. Однако в 2019 году в российские роддома направили методическое письмо о внедрении методики Робсона, рекомендованной ВОЗ. Эта классификация делит рожениц на десять групп в зависимости от того, рожала ли уже женщина, были ли у нее в анамнезе кесаревы сечения, от интенсивности родовой деятельности, количества плодов в утробе и других факторов. В соответствии с ней и должны решать, делать ли операцию.

Руководитель программы Европейского регионального бюро ВОЗ по сексуальному и репродуктивному здоровью и охране здоровья матерей и новорожденных Нино Бердзули отдельно отметила, что увеличение доли кесаревых сечений усилит ненужную финансовую нагрузку на здравоохранение.

«Ты же молодая, зачем себя портить?»

Двадцатилетней Татьяне Пожаровой из Санкт-Петербурга направление на кесарево сечение выписал хирург: у девушки был врожденный вывих правого бедра. Но врачи роддома на консультации заверили Татьяну, что она вполне может родить сама.

— Они сказали: «Для чего тебе КС, ты же молодая, зачем себя портить?» Я была уверена, что меня прокесарят, но нет, в роддоме над этой бумажкой только посмеялись.

Татьяна рожала долго. Ей сделали эпизиотомию [хирургическое рассечение промежности для расширения родовых путей, чтобы ускорить родовой процесс], о чем она узнала только на следующий день — вместе с сообщением, что операция не принесла желаемого результата. После разреза роды длились еще два с половиной часа.

— Врач, который принимал роды, сказал: «Мы тебе сделали эпизиотомию, но мы ее сделали зря, она сильно не помогла. У тебя теперь там будут швы. Зашили тебя тоже не очень хорошо, потому что тебя зашивала неопытная акушерка, она тренировалась».

О том, что Татьяне диагностировали симфизит [воспаление в лобковом сочленении, которое может быть показанием к КС], ей сообщили только после рождения дочери.

В роддомеФото: Владимир Машатин/PhotoXpress

— Когда я спросила, почему меня не прокесарили, несмотря на симфизит, мне ответили: «А зачем на тебя переводить материалы, тратиться, когда ты можешь сама родить?» Я говорю: «Так при симфизите самой рожать нельзя». А они: «Ой, вот вы претесь все рожать, все такие умные. Шли бы платно тогда».

Во время схваток неправильно измерили вес ребенка: ультразвуковое исследование показало, что плод весит 3200 граммов, а после родов обнаружилось, что новорожденный тяжелее почти на полтора килограмма. По словам Пожаровой, разрезы после эпизиотомии ей зашили неаккуратно — на это, говорит она, обратил внимание даже врач-гинеколог, снимавший швы. Татьяна уверена: только определенные врачи и только за деньги принимают роды с учетом пожеланий женщины.

— Тех, кто моложе, они стараются направить на естественные роды. Зачем — непонятно, особенно когда это может искалечить человека. Они меня изуродовали — и считают, что это нормально. То, что я половой жизнью не могу жить спустя два года после родов, они считают нормой. Подумаешь, у человека жизнь рушится. Их это вообще не волнует, им лишь бы статистику не портить.

«Все направлено на экономию»

Гинеколог назначил дату кесарева сечения 25-летней Наталье Беляковой (имя изменено) из Калининграда на 35-й неделе беременности. У девушки были проблемы со зрением и спиной: миопия средней степени (–4 на оба глаза) и s-образный кифосколиоз [патологическое искривление позвоночника одновременно в переднезаднем и боковом направлениях] второй степени.

— В роддоме после осмотра дежурный врач мне сказал, что хирурга даже звать не будут, так как миопию средней степени вывели из показаний к кесареву. Замечу, что заключение на «запрет потужного периода» было выписано окулистом. Уже в родзале в самом начале потуг мне сказали, что сделают эпизиотомию, чтобы сократить потужной период и, соответственно, нагрузку на глаза. А из-за кифосколиоза мне было отказано в эпидуральной анестезии в связи с риском задеть нерв при инъекции, что могло лишить меня возможности ходить.

Кесарево Наталье не сделали, и она рожала без обезболивания. Теперь женщина считает, что в КС могут отказывать, чтобы сэкономить: так не надо тратиться на материалы и дополнительное обслуживание.

— После естественных родов и на грудном вскармливании проще пропустить новую беременность. Можно предположить, что это все направлено на экономию и поднятие демографического уровня. Роддом, в котором я рожала, всегда имел в городе репутацию «кесарят всех подряд», но во время своей беременности часто стала натыкаться на отзывы, что в любом роддоме города сложно стало получить кесарево. Что нужно проходить кучу лишних обследований и твердо стоять на своем праве получить КС по реально существующим показаниям.

«Я за каждое КС перед начальством отчитываюсь»

У 27-летней Светланы Михайловой из Москвы показаний к кесареву не было. По ее словам, беременность протекала почти идеально — не считая слегка повышенного давления. Но именно из-за него в день предполагаемой даты родов женщину отправили в роддом.

— Когда я приехала, меня напугали, что перенашивать нельзя: могут быть зеленые воды (считается, что околоплодные воды должны быть прозрачными, изменение цвета может свидетельствовать о проблемах, например нехватке кислорода в утробе. — Прим. ТД). Я согласилась на стимуляцию, а организм, видимо, был не готов, раскрытия не было. От начала стимуляции до родов прошло 36 часов. Около полутора суток я провела без сна.

Роженица перед началом операцииФото: PhotoXpress

Схватки длились уже вторые сутки, и родственники Светланы принялись упрашивать заведующую роддомом сделать ей кесарево. Но врач была неумолима: «Она должна родить сама».

— Очень хорошо помню фразу заведующей, что, мол, вы все не умеете терпеть боль, все просите кесарево сечение, а я за каждое КС перед начальством отчитываюсь. В итоге все закончилось вакуум-экстракцией. Это процедура, когда ребенку ставят на голову присоску и вытягивают плод. Во время родов я этого даже не заметила и мне не сказали, что применили вакуум. Поняла это позже, когда увидела огромный синяк на голове у дочки.

Кесарево по желанию

Жительница Москвы Катарина Красавина обратилась в частную клинику в подмосковном Лапине целенаправленно, зная, что там кесарево делают по желанию роженицы. Там ей сказали, что страх перед естественными родами в их клинике уже считается показанием к КС.

— До последнего боялась, что мне могут отказать и там. Я была очень морально истощена и запугана, все врачи отказывались мне написать показания к КС, и даже ведущий гинеколог в частной клинике — я вела беременность в одной клинике, а рожала в другой — говорила что-то вроде «все рожают, и ты родишь». Меня такой вариант не устраивал, потому что у меня есть психиатрический диагноз и я боялась, что просто не переживу роды, покончу с собой или сойду с ума, — поделилась девушка.

Читайте также Роды как искусство   Они появились в России совсем недавно и держатся в тени. Об их существовании знают только беременные женщины и их близкие  

Катарина заметила: врачи не предупреждают о минусах и последствиях естественных родов, но часто пугают кесаревым сечением, утверждая, что полостная операция — это всегда риск.

— То, что естественные роды — риск для ребенка получить тяжелейшие травмы, а для матери — разрывы и огромную психологическую травму, их не заботит. Все врачи уверяют, что это естественный процесс. Тем не менее почти все роды проходят со стимуляцией и нередко заканчиваются тем же самым КС. Что мешает сразу его сделать и не мучить сутки женщину — я не знаю.

Контракт на кесарево в такой клинике стоит от 300 тысяч рублей. Цена зависит от категории врача. Зато, говорит Катарина, там обещают, что врачи будут следить за состоянием роженицы и учтут ее пожелания.

— К сожалению, только частные клиники идут на компромисс и дают гарантию, что все пройдет хорошо. В обычных роддомах можно, видимо, только за взятку договориться, но не каждая может это предложить — и не каждый врач согласится.

Кесарево из-за врачей

32-летняя Светлана Ступникова из Санкт-Петербурга хотела рожать самостоятельно, показаний к кесареву у нее не было. В назначенный день она приехала в роддом, но там сказали, что родовой процесс еще не начался.

— Врачам не хотелось со мной возиться, и меня отправили со схватками спать. Раскрытие было медленное. Они могли сделать укол и раскрытие ускорить, но вместо этого просто оставили меня, а сами ушли спать. Я промучилась в схватках 16 часов, когда врачи обнаружили, что теперь вариантов только два: либо выдавливать ребенка, либо делать КС.

Вторые роды Светланы завершились повторным КС: из-за рубца на матке после первого кесарева врачи не рискнули рекомендовать Ступниковой естественные роды. Сама девушка считает, что если бы врачи не промедлили, во второй раз она вполне могла бы родить сама.

История 22-летней Анастасии Синотовой из Саратова вызвала резонанс в СМИ: из-за ошибки врача, неправильно наложившего швы после кесарева, у девушки начался абсцесс. Он привел к перитониту, удалению матки и маточных труб. Анастасии стало плохо уже на следующий день после операции, но персонал областного перинатального центра игнорировал ее жалобы.

В больницу девушка попала только на пятые сутки — в критическом состоянии. По словам ее адвоката Светланы Мосейчук, осложнений можно было избежать, если бы сотрудники перинатального центра вовремя проверили состояние роженицы. Анастасия Синотова подала в суд на перинатальный центр и добилась моральной компенсации в размере 800 тысяч рублей. В течение всей жизни ей придется принимать гормональные препараты. Родить она уже не сможет.

Осложнения после КС и естественных родов

Кесарево сечение — это не гарантия легких и безболезненных родов, объясняет гинеколог-репродуктолог Владимир Казанцев. Он уверен: операция должна проводиться только по показаниям и в соответствии с рекомендациями врачей.

— После этого вмешательства у женщины остается рубец на матке, что может осложнять течение последующих беременностей и повторные роды. Поэтому каждой беременной можно порекомендовать найти своего врача, который оценит течение ее беременности, сформулирует план ведения родов и будет сопровождать ее в процессе родоразрешения, чтобы при необходимости вовремя внести в этот план коррективы.

С этим советом согласен и акушер-гинеколог Николай Степанов. Однако он поясняет: перед ничем не осложненными родами у кесарева преимуществ нет. Правда, если в ходе родов могут возникнуть проблемы у матери или ребенка, то КС необходимо.

В одной из палат родильного домаФото: Владимир Машатин/PhotoXpress

— В нашей стране кесарево делается только по показаниям — таковы традиции нашего здравоохранения. [Что касается снижения количества КС до 15%] — вопрос сложный, тут нельзя подходить с точки зрения одного врача. Для этого есть различные исследования, на которых потом и основываются рекомендации. Если уменьшить количество кесаревых, то автоматически увеличится число травматичных влагалищных операций по извлечению плода с помощью щипцов или вакуум-экстракций.

Читайте также Между правом и стыдом   Проект про женщин, которые по этим и другим причинам решились на аборт  

По словам Степанова, осложнения у матери или ребенка могут возникнуть как после некачественно проведенной операции по кесареву сечению, так и во время естественных родов.

К числу осложнений от кесарева относят ранения смежных органов, кровотечение, осложнение после анестезии, перитонит, свищи, расхождение шва, эндометриоз. Впрочем, настолько серьезные проблемы возникают нечасто, отметил врач. После естественных родов тоже бывает достаточно много осложнений: разрывы влагалища и шейки матки различной степени, кровотечения. Впоследствии женщины могут столкнуться с инфекционными осложнениями, свищами, опущением стенок влагалища и матки, недержанием мочи и иногда даже кала.

— Заставлять [женщину рожать определенным образом] — это, конечно, плохо. В некоторых других странах, например в Бразилии, женщина сама может выбирать, как она хочет рожать. Может быть, мы тоже когда-нибудь придем к этому, — говорит Степанов.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Читайте также

Вы можете им помочь

Текст
0 из 0

Родильный дом. Роженица после родов

Фото: Эдди Опп/Коммерсантъ
0 из 0

В роддоме

Фото: Владимир Машатин/PhotoXpress
0 из 0

Роженица перед началом операции

Фото: PhotoXpress
0 из 0

В одной из палат родильного дома

Фото: Владимир Машатин/PhotoXpress
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: