Истории женщин, которые стали мамами
Мне почти 40, а я до сих пор не могу решить, хочу ли еще родить ребенка. У меня уже есть двое детей, и могу точно сказать, что только в сказках и в инстаграме это легко и просто. Все начинается с волнений о том, как будет проходить беременность, страхов за собственное здоровье и за будущего малыша, опасений по поводу родов, ужаса, что можешь не справиться, сделаешь что-нибудь не так. Понимаешь, что жизнь с рождением ребенка никогда уже не будет прежней, боишься, что не все получится идеально и сразу, что не сможешь вытянуть материально семью.
Положительный тест на беременность. Фотография 2014 года, тогда последний раз я испытала всю бурю эмоцийФото: Юлия СкоробогатоваПугают и будущие проблемы воспитания и, конечно, сады, кружки, школа, институт… Подобные мысли возникают сразу же, как видишь положительный результат теста на беременность. Но может быть, это все только мои ощущения? Я решила найти ответ на этот вопрос, наблюдая беременных женщин, чтобы понять, насколько изменилась их жизнь в положении и что они чувствуют.
Все девушки, кроме меня, на момент съемки находились в положении.
У меня достаточно поздний малыш. Первый ребенок, долгожданный. Я очень готовилась к беременности и родам. Слава Богу, все прошло благополучно. Но при этом, когда он родился, я совершенно не понимала, что с ним делать: как ухаживать, как общаться, как развивать, что ему можно, что нельзя. Такая беспомощность, растерянность меня обезоружила полностью.
Я юрист, у меня был достаточно высокий темп жизни, активно деловой. Сейчас ощущаю некий голод, очень непривычно. Я целыми днями вижу ребенка, пару часов в день мужа, и все. Для меня общение — это источник моего благополучия, вдохновения, спокойствия. Моего ресурса. Мне не хватает банально людей рядом. За три года, что я здесь [в Москве] провела, у меня еще не успел сформироваться круг знакомых, друзей, близких, с которыми можно было бы эту социальную изоляцию проживать или разделять. Я стала искать всякие мамские тусовки в надежде, что там встретится кто-то близкий по духу. Пока такая химия у меня не возникла.
Малыш плохо спит, и это очень выматывает. Когда утром он в 4:30 просыпается и становится понятно, что это пробуждение окончательное, просто какое-то отчаяние поднимается внутри. Иногда даже прям вот хочется побить что-нибудь. Подушку, например. Ужасно обидно бывает. Хочется наорать, выяснить отношения с этим с ребенком, который не хочет спать. В резкой форме ему объяснить, что он не прав. Вот в такие минуты уже ничего не радует. Я понимаю, что это вещи проходящие, и просто в противовес я переживаю невероятную, такую искреннюю любовь, которая просто прибавляется с каждым днем, с каждой неделей.
Мне сорок три. Чудо, что у меня этот малыш родился. Я очень робко мечтаю еще об одном ребеночке.
Сама беременность была фантастически удобной, классной, у меня была куча сил, не было никакого токсикоза. Я ходила по выставкам, в кино, у меня появилась куча свободного времени, я съездила в Таиланд. Из негативного — вечные запреты, люди лезут, говорят, что мне есть, что пить, как ходить, «куда ж ты, беременная, прешь?» Меня это каждый раз шокировало. Я драться, конечно, не лезла, но отвечала довольно резко.
Так же [было] и после родов. Ну, например, я с ребенком в слинге пришла в Третьяковку, мне в очереди сказали: «Куда ты прешь?» Ребенок у меня на груди, я в слинге, никому я не мешаю, коляску не таскаю, ни от кого помощи не прошу. Что вам, как бы, нужно? Нет, «куда прешь?»
Все считают, что мать должна превратиться в суперчеловека, стать образцом психического равновесия: перестать материться, думать только о высоком, но при этом никуда желательно не отходить от детской площадки. Мне говорили: «Что ты в телефоне сидишь? У тебя ребенок в луже прыгает». Ну прыгает. Я вот выросла, уже не прыгаю. А это ребенок.
[После родов] чуть более чем полностью изменилось все. Я последний раз была на маникюре во время беременности. Я не принадлежу себе. Я набрала 10 килограммов уже. У меня подруги спрашивали: «Когда ты придешь в нормальную форму?» Что значит нормальная форма? Мое тело только что произвело еще одно тело на свет, почему я должна делать вид, что ничего не произошло?
С лучшей подругой перестала общаться, потому что у меня после родов гормональный дисбаланс случился, какое-то хрупкое, неустойчивое состояние было. Я вышла из роддома, у меня еще живот торчит, естественно. Она ткнула так пальцем, говорит: «О, ничего себе, у тебя там еще одного не осталось?» Это коробит.
Если б я знала, что меня ждет, наверное, я бы так и не родила. Невозможно к этому быть готовым. Если прикинуть — тебе и так классно живется, на фига тебе это все нужно? Это как покорение Эвереста. Люди прекрасно живут и без этого. Но те, кто покорил, живут совсем по-другому. С появлением ребенка я стала намного сильнее. Это испытание. Ты в какой-то момент сидишь и думаешь: «Все, конец, я больше не могу». А потом берешь и можешь.
Беременность для меня — самое-самое счастливое время. Были какие-то недомогания, слабость, но все это меркло в сравнении с тем, какое умиротворение иногда наполняет. Детишки все разные, и даже во время беременности их характер чувствуется. У меня никогда такого не было, что «скорее бы родить, когда это кончится». Наоборот, я бы ходила и ходила.
Четвертая беременность была вообще какая-то особенная. Любимый мужчина, полное принятие тела. Я не испытывала ни малейшего стеснения от того, что тело меняет размер. Благостное состояние.
[Старшие] дети ждали и приветствовали младших — радовались, прыгали от счастья, что вот теперь их будет трое, четверо, пятеро. И в моменты, когда вокруг и внутри было прям темно-темно, единственным светом и поддержкой являлись дети. Например, когда я узнала о последней своей беременности, не поддержал ну вообще никто из близких, только дети. И это безгранично ценно.
Когда мой папа узнал, что я беременна пятым ребенком, он сказал: «Дура и есть дура». Я живу одна с детьми. У бывшего мужа новая семья. Он навещает детей своих раз в неделю. Любимый [гражданский муж, отец двух младших дочек] тоже живет отдельно, это пока из-за агрессивного настроя бывшего мужа. Мы к нему ездим с младшими.
Дети — мой главный мотиватор и вдохновитель. Конечно, они меняют жизнь, вносят в нее необратимые изменения. Да, иногда бывает непросто, даже тяжело. Но это скорее не от детей, просто нужно научиться организовывать себя, их, пространство вокруг, расставлять приоритеты. И да, это жизнь в постоянно меняющихся условиях, просто потому, что с детьми непредсказуемо все. Но количество любви растет в геометрической прогрессии.
[Младший сын] был сюрпризом у нас. История интересная, по мне, так даже с каким-то эзотерическим подтекстом. Я йогой занимаюсь уже давно и в тот год как раз собралась ехать в Индию учиться. Тяжелая дорога с длинными перелетами и пересадками, потом резкая смена климата. В России зима и минус двадцать пять было, а в Индии плюс двадцать пять. Практика йоги ежедневно. Подъем в четыре утра каждый день. Я практиковала аштанга виньяса йогу — это очень интенсивная силовая практика. В общем, когда вернулась, узнала, что уже пять недель беременности у меня. То есть я улетала из Москвы уже будучи беременной, но об этом не знала. Малыш внутри меня выдержал все, что со мной происходило.
Он как будто пришел специально ко мне, потому что я никак не решалась изменить свою жизнь. Не могла уйти с офисной работы и стабильной зарплаты. А сейчас, когда он появился, я занялась очень плотно своим развитием как инструктора йоги и довольно успешна.
Младший сын — очень требовательный ребенок. Первый год я постоянно находилась в напряжении: поспит он хоть час или нет, смогу я заняться своими делами или нет, даст он мне хоть немного времени на мою практику йоги, или бесполезно даже начинать сейчас.
Весь предыдущий год был самым сложным. Маленький ребенок, у семилетки кризис первоклассника и стресс от рождения младшего брата. Старшая дочь-подросток, с ней тоже хватало беспокойства. У мужа проблемы с работой были. У меня не было сил, чтобы поддерживать всех, мне самой нужна была поддержка. Даже обращались к психологам за помощью в преодолении кризиса. Получили инструменты для построения конструктивного диалога, стали терпимее друг к другу, стали больше проявлять эмпатию.
Для меня дети — это возможность заботиться о ком-то, дарить свое внимание, тепло, любовь. Я не могу жить только для себя. Если дети вырастут и других не будет, то буду это делать преподаванием, курацией или помощью детдому или какие-то другие социальные проекты найду.
Ну вам поныть, как у меня лобковые кости болели и расходились в обе беременности, как под конец отнимались ноги, что в первый, что во второй раз? Как меня носили на руках, когда я не могла ходить, вам вот это рассказать? Это очень больно. Походка как у уточки с ревматизмом. Под конец [беременности] вообще невозможно ночью в кровати перевернуться. Дикие боли, нельзя надеть джинсы в положении стоя, ногу не поднять. Болит до сих пор, но я стараюсь об этом не думать. Жить мне это не мешает.
В моей жизни, в принципе, не поменялось ничего. Даже с появлением третьего ребенка. Я занимаюсь своими делами, делаю маникюр, хожу в кино. Я очень не люблю женщин, которые встали в жертвенную позицию с появлением ребенка и ноют: «Как все сложно». Сейчас единственное, что меня напрягает, — это кормление грудное. Потому что мне очень неудобно ездить на работу с молокоотсосом.
Я снимаюсь в сериале. Он пока только в YouTube, я там экспрессивная девушка-администратор, такая в розовой толстовке, вечно злая, на ресепшене. И я периодически консультирую людей по публичным выступлениям. Я ни в одной беременности, ни после родов не останавливалась. Я родила двойню и через полторы недели после родов уже была на съемочной площадке.
Да, у меня, возможно, нестандартная беременность и отношение. Я не фанатичная мать. Я не укачиваю ребенка на руках, я не бегаю с ним. Мне кажется, что залог здорового материнства — в отсутствии фанатизма к детям: не обрывать себе руки бесконечными укачиваниями и не жить детьми в ущерб себе.
Я гораздо проще ко всему отношусь, и мне кажется — в этом мое счастье, поэтому я совершенно спокойно пошла рожать третьего ребенка и пойду еще четвертого рожать, потому что мне хочется все-таки девочку. Вдруг получится? Ха-ха.
Этот проект я снимала для себя. Он меня успокоил. Когда закончились съемки, я расслабилась и решила: будет, значит будет.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»