Иллюстрация: Ксения Горшкова для ТД

Помощь в реабилитации бездомных из благотворительного фонда «Ночлежка» — лишь малая часть программы pro bono DIY-ретейлера «Леруа Мерлен». Компания сотрудничает с фондами и поддерживает благотворительные проекты своих сотрудников — от восстановления исторических зданий до помощи детским домам. «Такие дела» поговорили с командой «Леруа Мерлен» о том, как бизнесу найти свое место в благотворительности

Днем Дмитрий обычно спит. Его рабочий день начинается ночью. Он тот, кто поговорит с последними — и первыми — посетителями «Леруа Мерлен», подскажет, как не потеряться среди плитки и шпатлевки, заполнит новыми товарами пустые полки и подстрахует коллег. «Если я уже закончил работу, а у кого-то из ребят еще много заданий, то я иду помогать. Так у нас принято», — рассказывает он.

Раньше, в «прошлой жизни», Дмитрий работал в торговле, на рынке, и особенности приема и распределения товара он хорошо знает. График два через два и ночная смена с 20:30 до 8:30 ему даже нравятся: «Чем меньше народу, тем легче работать». А работать, говорит он, легко.

К работе в «Леруа Мерлен» Дмитрий приступил совсем недавно. Он пока не имеет права выполнять более сложные и ответственные задания, например, у него нет доступа к электрокарам, но скоро в «Леруа Мерлен» пройдут курсы повышения квалификации, на которые записан и Дмитрий. Он сможет, если захочет, учиться и двигаться дальше, вверх по карьерной лестнице, к интересной работе.

Чтобы встать на первую ступень, потребовалось почти полжизни. Из своих пятидесяти лет двадцать Дмитрий провел в скитаниях: менял города, случайные подработки, съемные квартиры. В прошлом году Дмитрий лишился жилья и оказался на улице. 

Ему посоветовали обратиться в «Ночлежку» — петербургскую организацию по реабилитации бездомных. В «Ночлежке» не только предоставили крышу над головой, но и пообещали оказать содействие в трудоустройстве.

Дмитрию повезло: как раз в конце 2019 года «Ночлежка» начала сотрудничать с компанией «Леруа Мерлен». Вместе они запустили программу трудоустройства бездомных, и Дмитрий не упустил свой шанс и попробовал пройти отбор. Сотрудники «Ночлежки» помогли ему восстановить ИНН, медицинский полис и все необходимые документы, и Дмитрий подал заявление о приеме на работу. Отбор проходил в несколько этапов. На первый этап пришли семь человек. Они заранее посмотрели вакансии, которые были доступны: магазинам главным образом требовались кассиры, продавцы или работники склада. Кандидаты, которые поняли, что могут и хотят работать на этих должностях, перешли к следующему этапу. На собеседование пришли четыре кандидата, но до финального этапа, собеседования с начальником отдела, дошел только Дмитрий. В начале марта он приступил к работе на складе в одном из магазинов «Леруа Мерлен» в Санкт-Петербурге.

«У меня уже был опыт работы в торговле, а в логистике я новичок. Но мне было интересно поработать в этом направлении. Думаю, что в компании заметили мой интерес, — вспоминает он. — Полагаю, что немалую роль при отборе также сыграли внешние данные и физическая форма». 

Дмитрию все нравится в его работе: удобный график, хорошая компания, относительная близость к дому — путь от «Леруа Мерлен» до «Ночлежки», где он пока продолжает жить, занимает полчаса. «Сейчас моя главная задача — хорошо проявить себя. Следующий этап— накопить достаточно денег, чтобы снять собственное жилье», — признается новый сотрудник «Леруа Мерлен».   

«Мы над этим работаем»

Первые несколько дней с Дмитрием работал наставник — один из сотрудников «Леруа Мерлен», который прошел соответствующий курс внутри компании. Его миссия состояла в том, чтобы помочь новому коллеге справиться с первыми сложностями и как можно лучше интегрироваться в коллектив. 

«В “Леруа Мерлен” уже давно развит институт наставничества: более опытные сотрудники помогают новичкам быстрее интегрироваться в процесс и подружиться с командой. Что касается Дмитрия, то с ним работает самый опытный и лучший из местных наставников», — рассказывает руководитель региональных проектов по подбору персонала компании «Леруа Мерлен» Наталья Матей.

У «Ночлежки» уже был опыт трудоустройства своих подопечных в отели «Хилтон». Выпускники центра успешно работают в сети отелей два года.

«Леруа Мерлен» знали об этом и сами обратились в «Ночлежку» с предложением работать вместе. Чтобы предложить свою идею, как компания может поддержать благотворительный фонд, своих покупателей или важный социальный проект, не нужно руководящей должности — только план действий. Любой сотрудник может обратиться в комитет социального диалога и обсудить свои мысли с коллегами. Для многих проектов команды из магазинов из Петербурга, Москвы и Барнаула объединяются. Например, ради фестиваля «Том Сойер», в рамках которого волонтеры восстанавливают исторические здания, или движения «Лиза Алерт», которое занимается поиском пропавших людей.

Вместе с «Лиза Алерт» сейчас разрабатывается проект доступной среды в магазинах. Его цель — сделать мерленовские магазины комфортными для любого посетителя, в том числе для людей с нарушением зрения, ментальными особенностями, для пожилых людей и тех, у кого есть проблемы с памятью и ориентированием в пространстве. «Когда такой человек теряется в городском пространстве, то, как правило, он идет на светлое, теплое и зеленое. Часто это отделения Сбербанка и наши магазины. Отличие в том, что мы находимся чаще всего на окраинах городов», — объясняет руководитель социальных и благотворительных проектов «Леруа Мерлен» Ася Вильдт. Сотрудников обучают правильно разговаривать с людьми, подсказывать им маршруты и решения. 

Иллюстрация: Ксения Горшкова для ТД

Команда «Леруа Мерлен» работает над тем, чтобы подсказать людям из уязвимых групп маршрут трудоустройства. Сотрудники проводят экскурсии для детей из детских домов, объясняя, как устроен магазин, что необходимо знать и уметь, чтобы устроиться на работу и жить в большом мире. Детям, которые едва ли представляют себе, как устроен внешний мир, в который они попадут после выпуска, важнее всего помочь представить свое будущее, одно из возможных. Людям, потерявшим жилье, получить работу еще сложнее.

В 2010 году, по итогам переписи населения, в России насчитали 64 тысячи бездомных «домохозяйств». Так записано в официальном документе. Не ясно, идет речь о людях или о семьях и сколько человек скрывается за этой формулировкой. Общественные организации называют другие цифры: по их оценкам, количество бездомных в России может составлять от 800 тысяч до 4 миллионов человек. У большинства из них нет даже необходимых документов, чтобы устроиться на работу, и без поддержки со стороны фондов и компаний даже вступительное собеседование на должность кассира или логиста магазина остается для них несбыточной мечтой. 

«Леруа Мерлен» планирует и дальше принимать на работу подопечных «Ночлежки» в Санкт-Петербурге — и в Москве, когда фонд откроет там свой реабилитационный центр. «Меня приятно удивило, что выпускники “Ночлежки” — это не те люди, которые согласны браться “за все, что попало”, — рассказывает Ася Вильдт. — Несмотря на ту жизненную ситуацию, в которой они оказались, у них есть цели и желания, они понимают, в чем хотели бы развиваться. Но не стоит забывать, что многие из них психологически сломлены. И наша задача, как и задача “Ночлежки”, — вернуть им уверенность в том, что они не хуже других. Мы над этим работаем». 

Шаг навстречу 

«Леруа Мерлен» помог «Ночлежке» подготовиться к запуску московского отделения. После многих месяцев переговоров и протестов в столице наконец было выбрано место для центра реабилитации бездомных, но оказалось, что здание нуждается в капитальном ремонте. На государственную поддержку рассчитывать не приходилось, а справиться с ремонтом в одиночку сотрудникам «Ночлежки» было невозможно. Они обратились в «Леруа Мерлен». 

«“Леруа Мерлен” помогает нам со стройматериалами на всех этапах: черновой отделки, демонтажа, просто на отделке и даже немного с мебелью», — рассказала «Таким делам» Мария Реимбердиева, координатор проектов московского филиала «Ночлежки». Начиная с декабря несколько магазинов «Леруа Мерлен» из Москвы и Московской области по заказу привозят в центр стройматериалы и помогают с ремонтом, чтобы как можно скорее открыть двери для подопечных организации. 

В «Леруа Мерлен» планируют, что после окончания ремонта на здании реабилитационного центра в Москве будет фигурировать имя ретейлера. «Важно, чтобы люди видели, что такая большая, сильная и известная на рынке компания, как мы, поддерживает такие проекты. Потому что государство старается не замечать эту проблему — у нас нет статистики по бездомным, мы не знаем, кто эти люди. Мы же хотим помочь не только своими ресурсами и трудоустройством, но и громко об этом заявить, чтобы и другие компании не стеснялись привлекать внимание к проблеме бездомных», — рассуждает Ася Вильдт.

Компания «Леруа Мерлен» собирается и дальше развивать социально значимые проекты, строить доступную среду в своих магазинах и для покупателей, и для сотрудников. Для них важно, чтобы любой покупатель мог прийти в их магазин и чувствовать себя комфортно — и любой же мог подать заявку и получить шанс устроиться на работу. Это тот шаг, который может сделать навстречу обществу только бизнес: не только стать частным жертвователем и поддерживать фонды или проекты средствами, но и самостоятельно участвовать в создании равного общества. Программы «Леруа Мерлен» решают одну из главных проблем в России — острую проблему безработицы, при этом сама компания не теряет, а приобретает то, что ей так необходимо: квалифицированных и преданных сотрудников, без которых ни один магазин не может открыться.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Читайте также
Текст
0 из 0

Иллюстрация: Ксения Горшкова для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: