Первый муж Ларисы сел в тюрьму, второй погиб при пожаре. Ни денег, ни крова — только четверо детей, но отчаиваться и пить некогда: нужно выживать
В старом двухэтажном доме из почерневшей от времени древесины Лариса с детьми поселилась три года назад — дому как раз исполнилось ровно сто лет. Печное отопление, туалет с выгребной ямой в холодных сенях, вода в колодце через улицу, ремонта нет.
Эту квартиру в конце 80-х годов получила Ларисина мама от автопредприятия, на котором работала. Думала, будет подрастающим дочкам подспорье на первое время. Тогда казалось, что скоро старые бараки снесут и дадут нормальное жилье. Но спустя тридцать лет эта крошечная квартирка оказалась единственным кровом для Ларисы и ее детей.
Ларисе 42. Родилась в Красноярске, но свою сибирскую жизнь она почти не помнит. Мама была главным бухгалтером-экономистом на большом предприятии. Папа рано умер. Их с сестрой вырастил отчим. Когда у Ларисиной сестры открылась тяжелая астма, врачи посоветовали сменить климат.
Семья выбрала Тверскую область. Пожили сначала в одном районе, потом в другом и через пару лет обосновались окончательно.
Ларисе тогда было 10 лет. После школы пошла сначала учиться на бухгалтера-экономиста, как мама, но не доучилась: работать было интереснее.
Наступили 90-е. Лариса работала у новых предпринимателей, выскочить замуж поскорее не стремилась, хотя за симпатичной, высокой и стройной девушкой ухлестывали многие коллеги. Вот и с первым мужем познакомилась на работе.
Через три года родилась Альбина, потом Ульяна, любимый муж начал поднимать на Ларису руку, но уйти она не могла — боялась ответной вспышки гнева. Вздохнуть свободно она смогла, только когда мужа посадили в тюрьму за воровство.
Лариса снимала квартиру, работала, растила дочек. Поначалу про новые отношения даже не думала, очень уж травматичным оказался первый семейный опыт.
А потом появился Леша. Он подружился с ее дочками, позвал Ларису замуж, хотел еще детей. Родители Леши помогли купить дом в деревне. Сначала в новой семье появился Никита, а через год родился младшенький, Даня.
Городская Лариса с трудом справлялась с большим хозяйством. К тому же работы в округе не было —пришлось идти на ферму дояркой. Лариса рассказывает, что первый месяц буквально пинками загоняла себя в коровник. Мутило от запаха, боялась подходить к коровам. Но потом привыкла. Да и выбора не было. Платили за работу пять тысяч рублей, немногим больше получал трудившийся здесь же Алексей. В семье все чаще возникали конфликты, а на столе появилась бутылка. И все же оба хотели сохранить семью, верили, что скоро черная полоса закончится и жизнь наладится.
Все надежды уничтожил огонь.
Три года назад Лариса со всей ребятней — Альбиной, Ульяной, Никитой и Даней — уехала из деревни по делам. Освободились только вечером. Сестра уговорила Ларису не возвращаться так поздно в деревню, а переночевать у мамы.
Ранним утром Ларису разбудил телефонный звонок: ночью их дом сгорел. Алексей спал на втором этаже, задохнулся и погиб вместе с домом. Заключение пожарных — коротнула старая электроплита на кухне. Дом выгорел дотла.
Страх за детей, горе по погибшему мужу и полная растерянность. Как жить дальше? Почти сразу многодетная семья попала «на карандаш» органам опеки. Погорельцы в тяжелой ситуации. Как бы мама не сдалась, не начала употреблять алкоголь. Их регулярно проверяли. Но Лариса говорит, что отчаиваться и пить некогда. Нужно выживать.
И единственным шансом стала та самая крошечная квартирка в деревянном бараке. Лариса в декрете с малышами, без работы, без вещей и денег приспосабливалась жить по-новому.
Единственная крошечная комната отгорожена от кухни занавеской, здесь теснятся шкаф, два стеллажа, письменный стол с компьютером и два дивана — когда на ночь их разбирают, комната становится одним большим спальным местом. Здесь же живут опытный мышелов Кот, дальний родственник лабрадора Нильсен, черепаха в аквариуме и забавный ушастый крыс Федя — девочки очень любят животных и вечно кого-то спасают. Когда вся компания в сборе, дом ходит ходуном.
В первое время с вещами и кое-каким имуществом помогали просто добрые люди, Лариса по вечерам подрабатывала уборщицей. Приносили сумки с вещами и оставляли на крыльце. Девочки пошли в школу. Когда младший Даня дорос до сада, Лариса тут же вышла на работу в животноводческом комплексе хозработником — убирает, стирает униформу в ночную смену: тяжело, зато платят больше. За младшими присматривают старшие девочки — Альбине сейчас 17 лет.
В небольшой комнатке место находилось всем, но жить без нормальных коммуникаций было невыносимо — назад в средневековье. Особенно мучительно без воды в доме: Лариса с девочками таскали ведрами воду из колодца через улицу, руки краснели от мороза. Помыться, постирать, приготовить — каждый день уходило по три-четыре больших ведра. А любой выход с мальчишками на прогулку — полная стирка после. Лариса мечтала провести в дом воду, подсчитала, что это будет стоить несколько десятков тысяч рублей и сдалась: зарплата по местным меркам у нее приличная — около 25 тысяч рублей, но впятером не разгуляешься, а когда каждая копейка на счету, таких денег не накопить.
Намучились и со старой коптящей печкой: дров уходит много, а толку чуть — протапливать приходилось несколько раз за день. На работу Лариса уходила с неспокойным сердцем: не замерзли ли дети, не надумали ли топить сами.
Помощь пришла неожиданно: сотрудник органов опеки и попечительства, наблюдавший семью два года, обратился в благотворительный фонд «Константа» с просьбой помочь Ларисе провести воду в дом. Когда представитель фонда приехал в гости к Ларисе и увидел отваливающуюся дверку топки печки, стало ясно — нужно решать вопрос не только с водой, но и с отоплением.
Поставить котел, провести отопление и завести воду в дом стоило 125 тысяч рублей. Но к концу осени 2019 года в доме у Ларисы появились батареи, отопительный котел, а главное, в кране зажурчала вода. Теперь главная мечта — слив: пока использованную воду все также ведрами нужно выносить в яму в углу двора — чуть зазевался, и грязная вода уже бежит ручьем на пол.
«Константа» — единственный фонд в огромной Тверской области, который занимается системной поддержкой семей с детьми, оказавшихся в кризисной ситуации. Каждый день его сотрудники прикладывают огромные усилия, чтобы дети жили дома, в тепле и безопасности. Иногда от семьи благополучной до семьи, терпящей бедствие, — всего один шаг. Потеря работы, смерть одного из родителей, пожар и даже сломавшаяся печка — это катастрофа, последствия которой очень трудно устранить своими силами семье с детьми. И тогда органы соцзащиты просят помощи у «Константы» — подставить плечо, помочь семье выжить и не потерять детей. За каждой новой печкой, отремонтированной крышей, консультацией нарколога, юриста и психолога стоит труд шести координаторов фонда, которые колесят по огромному региону и делают все, чтобы дети росли дома, а родители поверили в себя и почувствовали твердую почву под ногами.
Пожалуйста, поддержите работу фонда «Константа». Любое пожертвование — это рука помощи, которая не даст семье с детьми в кризисной ситуации провалиться в бездну.
Оформить пожертвование без комиссии в пользу проекта «Ребенок в семье»
Вы поможете нашему фонду, если добавите процент от пожертвования на развитие «Нужна помощь». Мы не берем комиссий с платежей, существуя только на ваши пожертвования.
Общая сумма пожертвования: 1 250 ₽
Скачайте и распечатайте квитанцию, заполните необходимые поля и оплатите ее в любом банке.
Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты
Распечатать квитанциюПожертвования на сумму менее 50 ₽ вы можете оформить с помощью смс или банковского перевода, тогда фонд меньше потратит на комиссию платежной системы.
Вы указали новые персональные данные. Хотите чтобы мы сохранили их в личном кабинете?
На вашем счете недостаточно средств для полной оплаты пожертвования. Выберите другой способ оплаты.
Произошла техническая ошибка на нашей стороне, мы уже работаем над ее устранением, попробуйте еще раз позже.